Рубрики

Упрощенная схема учета затрат на производство в «1С:Управление производственным предприятием 8»

В процессе внедрения программного обеспечения «1С:Управление производственным предприятием 8» (УПП), сотрудникам фирмы исполнителя зачастую необходимо донести до руководства и специалистов заказчика информацию о том, как именно в типовой конфигурации реализован учет затрат на производство.

Целью данной статьи является помощь сотрудникам фирмы исполнителя и заказчика в достижении единства используемой терминологии.

Мы рассмотрим основную схему, вокруг которой строится типовой функционал. Но необходимо иметь в виду, что возможности типовой конфигурации не исчерпываются представленным описанием. Схема описывается по состоянию на конец 2009 года (релиз УПП 1.2.24.1).


В работе часто приходится сталкиваться с тем, что финансовые директора – выпускники современных бизнес-школ, главные бухгалтера предприятий, построенных в СССР, и главные бухгалтера коммерческих фирм, изучавшие учет на программе «1С:Бухгалтерии 7.7» и собственных ошибках, одни и те же вещи называют по-разному, а разные – одинаково. Программное обеспечение «1С: Управление производственным предприятием 8» имеет собственную терминологию, которую не все сразу воспринимают правильно. Эти расхождения в терминологии создают отрицательную оценку квалификации сотрудника фирмы-внедренца, знающего конфигурацию, но не имеющего опыта самостоятельного ведения учета.

Все затраты в УПП разделяются на две основные группы: прямые (производственные) и остальные (косвенные). Статьи затрат, которые относятся к обеим группам, входят в единый справочник «Статьи затрат». Характер затраты указывается для каждой статьи затрат, и разделение идет именно по характеристике: что это за затрата, какой бухгалтерский счет будет задействован и как корректно вести по ней документооборот.

Рис. 1

рис.1

Разделение на две группы находит свое отражение и в составе задействованных регистров накопления. Для прямых затрат используется регистр «Незавершенное производство» и его аналоги по видам учета, для косвенных – регистр «Затраты» и его аналоги.

Как правило, в УПП прямые затраты называются «Производственные затраты», а косвенные – просто «Затраты».

Рис. 2

рис.2

В справочнике характер затрат необходимо указывать более конкретно: производственные, общепроизводственные и т.д. С точки зрения ведения документооборота, как было сказано выше, всего две группы. Прямые нужно оприходовать и распределить на выпуск, а косвенные – только оприходовать, они распределятся автоматически.

С косвенными расходами (в данной статье термины «затраты» и «расходы» означают одно и то же) дело обстоит проще, поэтому мы сначала разберем их. Под косвенными в данном случае ограничимся общепроизводственными, общехозяйственными и коммерческими расходами (брак рассматривать не будем, поскольку это дополнительная возможность, которой не все пользуются). Косвенные расходы могут быть материальными и нематериальными. Пользоваться ими удобнее, чем прямыми, их удобство заключается в том, что они в конце месяца распределяются на себестоимость автоматически. Необходимо аккуратно пользоваться распределением общепроизводственных и общехозяйственных расходов (если заказчик не использует директ-костинг). Далеко не каждый заказчик согласится изменить структуру затрат, даже если на 20-м счете у него неразбериха. Уговаривать в данном случае бессмысленно, на это могут быть основания, о которых специалисту фирмы-внедренца узнать неоткуда.

Рис. 3

рис.3

Чтобы автоматическое распределение работало, его надо один раз правильно настроить: из справочника «Статьи затрат» по кнопке «Перейти» заполнить «Способы распределения статей затрат» и «Способы распределения статей затрат организаций».

Грамотно приходовать – значит указывать в документах правильную статью затрат с видом расходов, относящихся к косвенным, например в поступлениях товаров и услуг или требованиях-накладных. При этом если документ отражается в бухгалтерском учете, будет заполняться счет затрат. Впоследствии его не следует менять вручную на другой, правильный с точки зрения бухгалтера. Если должен использоваться другой счет, то надо выбирать и другую статью затрат.

Таким образом оприходованные затраты в конце месяца автоматически будут распределены в зависимости от их вида и от указанного для статьи затрат способа распределения.

С прямыми расходами дело обстоит сложнее.

Рис. 4

рис.4

Они также могут быть как материальными, например, материалы и полуфабрикаты, и нематериальными (прочими). К прямым расходам относится оплата труда рабочих, непосредственно производящих продукцию, или услуги сторонних организаций, оказывающие влияние на себестоимость только каких-то конкретных изделий или групп изделий. Чтобы правильно вести учет прямых затрат, надо четко понимать, что регистр «Незавершенное производство» это не свалка, которую представляет собой 20-й счет у некоторых бухгалтеров. Аналитика этого регистра значительно шире аналитики 20-го счета, и требования к правильному вводу первичной документации значительно строже.

Как указано на рис.2, прямую затрату надо, во-первых, отнести на затраты (также говорят: списать на затраты), во-вторых, распределить (указать распределение) на выпуск, и, в-третьих, если все сделано правильно, она войдет в себестоимость при расчете себестоимости выпуска в конце месяца. Это правило относится ко всем прямым затратам, с единственным исключением: учет оплаты труда производственных рабочих на закладках «Тех. операции», «Исполнители» и «Распределение тех.операций» документа «Отчет производства за смену» содержит в себе и отнесение и распределение. Чтобы точнее понять, о чем речь, представьте себе, что вы перед приходом гостей поехали в гипермаркет и в числе прочих продуктов купили 2 одинаковых торта, одним решили угостить гостей, а другой оставить для себя. Если бы сервировкой стола занимались не вы, то перед тем, как поместить торты в холодильник пришлось бы прицепить к ним записки «для гостей» и «не брать». Если вам вдруг захотелось узнать, сколько денег на каждого из гостей вы потратили, то при разрезании торта следовало бы записать, какую часть торта съел каждый гость. В конце нужно было бы сопоставить стоимость закупленных тортов, оставшийся торт в холодильнике и долю, пришедшуюся на каждого из гостей.

Применительно к учету затрат можно сказать, что поместить торты в холодильник – это списать затраты в производство, а прицепить к тортам записки «для гостей» и «не брать» – указать аналитику списания. Распределить на выпуск – это указать, какую часть торта съел каждый гость.

Рассчитать себестоимость выпуска – сопоставить стоимость, торт в холодильнике и размер каждого из кусков торта.

Требование совпадения аналитики отнесения на затраты и распределения на выпуск означает: во-первых, распределяется только торт, на котором было указано «для гостей», а во-вторых, торт, предназначенный для гостей, в том случаи, если съеден целиком, то он должен быть распределен между гостями целиком.

Возвращаясь к косвенным расходам, отметим, что раз для них нужно указывать распределение только при настройке, то и затраты на торт между гостями распределились бы не по фактическому размеру кусков, а по некоему правилу, например, поровну.

Рис. 5

рис.5

Первый этап – отнесение на затраты. На рис. 5 показаны наиболее распространенные способы, сгруппированные по физическому смыслу понесенных затрат.

Рис. 6

рис.6

Второй этап – распределение затрат на выпуск. На рис. 6 и 7. показаны наиболее распространенные способы, а также сгруппированные по физическому смыслу исходных затрат. Как указывалось выше, оплата труда производственных рабочих при отражении на закладках «Тех. операции», «Исполнители» и «Распределение тех.операций» документа «Отчет производства за смену» содержит и отнесение зарплаты на затраты, и ее распределение на выпуск.

Рис. 7

рис.7

Распределение затрат на выпуск (см. рис. 6 и 7), можно делать в момент выпуска, заполняя соответствующие закладки документа «Отчет производства за смену». Но можно выполнить и позднее, с любой удобной периодичностью: раз в день, раз в неделю, или даже однократно, в конце месяца. По материальным затратам – документом «Распределение материалов на выпуск», по нематериальным – документом «Распределение прочих затрат». В этих документах имеются хорошие механизмы автозаполнения. Фирма исполнитель всегда может сделать свою обработку заполнения с учетом специфики заказчика и встроить ее в документы через справочник внешних обработок, не трогая собственно конфигурацию программы.

Возвращаясь к рис.2, для формирования себестоимости нужно провести выпуск, и последним этапом рассчитать себестоимость выпуска.

Контролировать правильность процесса расчета себестоимости позволяет отчетность.

Рис. 8

рис.8

Обычные для бухгалтеров ведомости по счетам затрат использовать, разумеется, можно. Но хотелось бы отметить, что в силу недостаточности информации на этих счетах (всего 3 аналитических разреза), нахождение каких-либо ошибок, используя только эти ведомости, представляется, по меньшей мере, трудоемким процессом.

Рис. 9

рис.9

По семейству регистров «Незавершенное производство» (по прямым расходам) отчетность выводится в отчете «Ведомость по производственным затратам». Поскольку при расчете себестоимости выпуска косвенные затраты (в первую очередь общепроизводственные), включаются в себестоимость, то после проведения расчета ведомость покажет не только чисто производственные затраты, но и дополнительно вошедшие косвенные.

Рис. 10

рис.10

По семейству регистров «Затраты» (по косвенным расходам) отчетность выводится в отчетах «Затраты» и «Ведомость по производственным затратам».

  • Первый отчет показывает накопленные итоги по затратам, данные в этот отчет попадают только после расчета себестоимости выпуска.
  • Второй отчет показывает движение по регистру «Затраты»: остатки и обороты (приход и расход) за период. Приход – то, что было отнесено на затраты, расход – то, что было распределено и учтено при расчете себестоимости выпуска.
  • Первый отчет соответствует колонке «Расход» второго.

Рис. 11

рис.11

Узнать, что было указано к распределению на выпуск, можно из отчета «Затраты на выпуск продукции». Разница с отчетом «Ведомость по производственным затратам» состоит в том, что до расчета себестоимости выпуска в отчете «Ведомость по производственным затратам» указываются оприходованные затраты (возвращаясь к примеру, стоимость обоих тортов целиком). А в отчете «Затраты на выпуск продукции» - только затраты, для которых уже указано распределение на выпуск (доля от торта «для гостей», записанная для каждого, в данном случае только в количественном выражении). Причем вне зависимости от того, оприходованы эти затраты или нет. Записать, кто и сколько съел, можно вне зависимости от того, известно ли, сколько тортов было, предназначено для гостей или нет.

Рис. 12

рис.12

Если расчет себестоимости выпуска выдает сообщения об ошибках, очень часто эти ошибки связаны с тем, что требование совпадения аналитики отнесения на затраты и распределения на выпуск не выполняется. Например, сумма долей торта, съеденных гостями, составляет не один торт, а полтора. Или на торте написали «для гостей», а при указании, кто и сколько съел, забыли внести, какой именно торт распределяется. Для того чтобы была возможность подобные ошибки искать, в прямых затратах существует отчет «Анализ распределения производственных затрат», а в косвенных – «Анализ распределения затрат».

Рис. 13

рис.13

Если найдены ошибки, и они не связаны с полнотой внесения первичных документов и настройками распределения, их можно корректировать: изменяя задним числом уже внесенные документы или используя механизм корректировок (рис. 13).

Рис. 14

рис.14

Если же имеются количественные расхождения в незавершенном производстве, то существуют механизмы работы и с ними (рис. 14).

Особо отметить следует документ «Корректировка НЗП». Этот документ предназначен для корректировки аналитики отнесения на затраты, а не для корректировки собственно самих затрат.

Например, положив торты в холодильник, на них можно прицепить пустые бумажки, и уже впоследствии написать на них «для гостей» и «не брать». Это как раз случай корректировки аналитики. При этом торт останется тортом, и салатом он не станет, превращать торт в салат, используя механизм корректировок, неправомерно.

В заключение, хотелось бы рассмотреть возможность оперативного учета материалов в незавершенном производстве.

Рис.15

рис.15

Как указывалось выше, записать, кто и сколько съел, можно вне зависимости от того, известно ли, сколько тортов предназначалось для гостей, или нет. Неважно клали ли свежие торты в холодильник, или они стояли на столе с прошлого дня рождения. Для того чтобы вести учет более жестко, можно отдельные номенклатурные позиции включить в оперативный учет в НЗП. В этом случае для не отнесенных или неправильно отнесенных на затраты материалов будет невозможно указать их распределение на выпуск. Но надо иметь в виду, что эту возможность хотят использовать многие, но реально ей пользоваться получается далеко не у всех, в силу ряда причин: не позволяет специфика документооборота, не вполне соответствующие действительности спецификации (нормативы расхода материалов) на изделия и ряд других.

Типовая конфигурация УПП обеспечивает возможность ведения учета затрат на производство. Для прямых и косвенных затрат характерна разная структура документооборота.

В целом процесс учета затрат разделяется на три основных действия:

  • отнесение затрат в производство;
  • указание затраты распределения на выпуск, если затрата прямая или же заранее настроить алгоритм распределения, если она косвенная;
  • произведение расчета себестоимости выпуска.

Понимание приведенного подхода поможет лучше объяснить заказчику возможности и принципы работы учета затрат в УПП и повысить качество внедрения.

 
ГК Трейд Софт, Москва
Автор: Филиппов Е.В.
Дата публикации: 15.01.2010 г.
(0.030 c.)

Мы Вам перезвоним

*
*
 

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности