Новости о релизах 1С

ИАС "Консалтинг. Стандарт". Июнь 2008 года

 

Дата: 28.05.08

О системе "Консалтинг. Стандарт"

НОВОЕ В ВЫПУСКЕ

1.1. Лицензирование



Справка "Перечень органов, осуществляющих лицензирование" приведена в соответствие с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №241 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" в Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 №45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".

Так, в Перечне федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №45), произошли следующие изменения:

* в числе видов деятельности, лицензируемых Росздравнадзором России:
o вместо вида "Медицинская деятельность" появился вид "Медицинская деятельность, осуществляемая организациями государственной системы здравоохранения, а также медицинская деятельность, осуществляемая организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи";
o виды "Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"", "Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"" и "Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (культивирование растений, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"" дополнены словами ", осуществляемая организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения";
* в числе видов деятельности, лицензируемых Росздравнадзором и Россельхознадзором России:
o вместо вида "Фармацевтическая деятельность" появился вид "Фармацевтическая деятельность в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных".



Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №45), дополнен следующими видами деятельности:

* медицинская деятельность, осуществляемая организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (Минздравсоцразвития России);
* фармацевтическая деятельность, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных (Минздравсоцразвития России);
* деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения (Минздравсоцразвития России);
* деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения (Минздравсоцразвития России);
* деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (культивирование растений, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения (Минздравсоцразвития России).



1.2. Обязательства. Договоры

Общие положения о договорах



Раздел дополнен аналитическим материалом, который позволяет узнать, в чем заключается различие между ничтожными и оспоримыми сделками и какова судебная практика по основаниям недействительности сделок.



1.3. Кадры и оплата труда

Аналитический материал "Налогообложение НДФЛ компенсации работнику за использование личного автотранспорта в служебных целях" дополнен письмом УФНС РФ по г. Москве от 21.01.2008 №28-11/4115, согласно которому ежемесячная денежная компенсация за использование личного транспорта, выплачиваемая работнику организации, превышающая нормы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 №92, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке. Кроме того, в справку добавлены реквизиты Постановления Президиума ВАС от 30.01.2007 №10627/06, в котором указано, что предельные нормы компенсации при использовании личного транспорта, предусмотренные постановлением Правительства от 08.02.2002 №92, для исчисления НДФЛ не применяются. Не подлежит обложению НДФЛ компенсация в размере, определенном соглашением сторон.

В справку "Оплата труда" добавлено следующее примечание: выдача российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы является разрешенной законом валютной операцией и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ (Постановление Президиума ВАС России от 18.03.2008 №15693/07).

На практике часто работнику во время испытательного срока платят заработную плату в размере меньшем, чем указано в штатном расписании. Возникает вопрос: законно ли это? А если на испытательный срок установлена ЗП согласно штатному расписанию, то получается, что чтобы повысить заработную плату, нужно изменить штатное расписание? Ответы на эти вопросы рассмотрены в новой аналитической справке "Зарплата на испытательный срок".

Раздел дополнен аналитическим материалом, который позволяет узнать о том, что делать работодателю, если работник, по заявлению которого об утере был оформлен дубликат трудовой книжки, нашел утерянную трудовую книжку, возможно ли дальнейшее ведение найденной трудовой книжки и что тогда делать с дубликатом.



1.4. Налоги. Сборы. Платежи. Пошлина

Общие вопросы налогообложения. Налоговая декларация.

В справку "Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию" добавлены разъяснения УФНС по г. Москве, согласно которым организация, зарегистрировавшаяся в качестве налогоплательщика в новом налоговом органе, должна представлять уточненную декларацию в налоговый орган по новому месту постановки на учет (письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.02.2008 №21-11/013929@).



Общие вопросы налогообложения. Состав участников налоговых правоотношений.

Добавлена новая аналитическая справка "Вправе ли налогоплательщик оспорить письма Минфина России в суде?". Возможность оспаривания письменных разъяснений чиновников финансового и налогового ведомств в суде часто связывается с вопросом о нормативном характере писем. Письменные Разъяснения Минфина России являются актами официального толкования налогового законодательства (ст. 34.2 НК РФ), поэтому представляется, что данные разъяснения могут быть оспорены в суде. Существуют прецеденты, когда ВАС РФ признавал нормативный характер писем Минфина России. При этом некоторые суды все же прекращают производство по делам об оспаривании того или иного нормативного акта.



Общие вопросы налогообложения. Налоговая ответственность.

Новое разъяснение Минфина России в справке "Непредставление налоговой декларации": в случае, если сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока, уплачена в бюджет налогоплательщиком своевременно, то за совершение налогового правонарушения, указанного в п. 1 ст.119 НК РФ, может быть взыскан штраф в размере 100 руб. (письмо Минфина России от 07.03.2008 №03-02-07/1-133).



Общие вопросы налогообложения. Порядок уплаты налога.

Справка "Признание безнадежными долгов по федеральным налогам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды" дополнилась разъяснением Минфина России о том, что нельзя списать задолженность по налогам в связи с истечением сроков исковой давности (письмо Минфина Роccии от 15.04.2008 №03-01-03/2-37).



Добавлено новое разъяснение Минфина России в справку "Пеня" о том, что в случае если причитающаяся к уплате сумма налога (авансового платежа) не была уплачена налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, на эту сумму начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (авансового платежа) до дня фактической уплаты данной суммы. При этом пени исчисляются в порядке, установленном ст. 75 НК РФ, и с учетом рекомендаций Пленума ВАС РФ, предусмотренных Постановлением от 26.07.2007 №47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование". В п. 2 названного Постановления указано, что пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода (письмо Минфина России от 18.03.2008 №03-02-07/1-106).



Налог на прибыль

Размещена новая аналитика "Учет расходов на оплату жилья работникам, если такая оплата установлена трудовым (коллективным) договором", которая позволяет ответить на вопрос: в каком размере учитываются расходы на оплату жилья работникам, предусмотренные трудовым (коллективным) договором?



В справку "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" добавлено разъяснение: каких-либо особенностей в отношении порядка учета расходов в виде сумм налогов для целей налогообложения прибыли, помимо их начисления в установленном законодательством РФ порядке, положениями НК РФ не установлено (письмо Минфина России от 30.01.2008 №03-03-06/2/8).

В указанную выше справку также добавлены:

* разъяснение о том, что если обязательным условием участия в конкурсе на заключение государственного контракта является оформление безотзывной банковской гарантии, независимо от результатов конкурса вознаграждение банку за выдачу такой гарантии может быть учтено в целях налогообложения прибыли. При этом организация должна документально подтвердить не только факт оформления банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и участие в конкурсе на заключение государственного контракта (письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.12.2007 №20-12/119669);
* разъяснение о том, что не учитываются в расходах суммы налогов, уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 14.04.2008 №03-03-06/1/281).



В справку "Расходы на оплату труда" добавлены:

* разъяснение УФНС РФ по г. Москве о том, что Приказ (распоряжение) о поощрении работников (форма №Т-11а), имеющий все реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", при отсутствии записи об ознакомлении работников с приказом может быть принят в качестве документального подтверждения произведенных расходов в целях исчисления налога на прибыль (письмо УФНС РФ по г. Москве от 27.12.2007 №20-12/124747);
* указание УФНС на то, что расходы организации на денежную компенсацию, производимую в пользу работников за каждый день фактического питания в порядке и размере, определенных решением руководителя и предусмотренном трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11.01.2008 №21-08/001105@);
* разъяснение о том, что затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда на основании п. 3 ст. 255 НК РФ при условии их соответствия основным критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, в случае если правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни (письмо Минфина России от 27.03.2008 №03-03-06/1/206);
* указание, что в связи с принятием Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" внесены соответствующие изменения в в п. 16 ст. 255 НК РФ. Установлено, что с 1 января 2009 к расходам на оплату труда относятся (п. 16 ст. 255 НК РФ) суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Кроме того, уточнено, что совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).



В справке "Убытки, приравниваемые к внереализационным расходам" появилось дополнение к рассуждению о том, что НДС, уплаченный при приобретении товаров, списанных в бухгалтерском учете в составе чрезвычайных расходов вследствие пожара, может быть учтен в качестве потерь от пожаров в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль, при условии документального подтверждения факта пожара и утраты имущества (письмо Минфина России от 06.05.2006 №03-03-04/1/421). Таким документом может быть справка Государственной противопожарной службы (письмо Минфина России от 24.09.2007 №03-03-06/1/691).



В аналитическую справку "Расходы на приобретение одежды для сотрудников организации" добавлено разъяснение из письма Минфина России от 18.02.2008 №03-03-06/1/102 о включении в расходы организации стоимости фирменной одежды, приобретенной организацией для своих сотрудников.



В справку "Списание безнадежных долгов" добавлено указание из письма Минфина России от 28.03.2008 №03-03-06/4/18: в случае наличия нескольких оснований для признания задолженности безнадежной (истечение срока исковой давности и ликвидация организации-должника) задолженность признается безнадежной в том налоговом (отчетном) периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание для признания задолженности безнадежной.



В справку "Порядок расчета сумм амортизации" добавлено следующее мнение Минфина России: специальный коэффициент не более 3 может применяться к амортизируемым основным средствам, которые используются только для осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, понятие которых дано в ст. 262 НК РФ (письмо Минфина России от 14.04.2008 №03-03-06/1/282).



Вывод из письма Минфина России от 17.04.2008 №03-03-06/1/283 добавлен в справку "Определение налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)": "при реализации ценных бумаг, полученных при распределении имущества ликвидированной организации между ее участниками, в составе расходов при реализации ценных бумаг налогоплательщик вправе учесть стоимость данных ценных бумаг в налоговом учете, а также затраты по их реализации. Прибыль (убыток), полученная (полученный) при реализации акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, учитывается для целей налогообложения с учетом положений п. п. 8 и 10 ст. 280 НК РФ".



Минфин России считает, что расходы в виде арендных и коммунальных платежей, затраты на транспорт и другие аналогичные расходы, осуществленные организацией с момента ее государственной регистрации, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли. Одновременно сообщено, что вышеуказанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном НК РФ для конкретных видов расходов (письмо Минфина России от 10.04.2008 №03-03-06/1/265). Указанное мнение Минфина России добавлено в справку "Проверка экономической обоснованности расхода".



НДС



Разработаны и добавлены в раздел следующие справки:

* новая аналитическая справка "Распространяется ли норма п. 2 ст. 172 НК РФ на операции по взаимозачету?". Согласно новой редакции п. 2 ст. 172 НК РФ (с 1 января 2008 года) при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком в случаях и в порядке, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 168 НК РФ. Налоговые органы считают, что вычеты после фактической уплаты налога поставщику применяются не только при использовании в расчетах собственного имущества, но и в случаях, которые предусмотрены п. 4 ст. 168 НК РФ. Таким образом, следуя логике налоговых органов, если налогоплательщик ранее предъявил НДС к вычету, то ему следует подать уточненную декларацию, а применить право на вычет можно в периоде, когда НДС будет перечислен поставщику;
* аналитическая справка, в которой рассматривается вопрос -в какой момент осуществлять вычет по НДС по приобретенным ОС: после отражения основного средства по cч.01 или сч. 08? Отдельное внимание уделено вычету НДС при оприходовании имущества по сч. 03 и сч. 07.



Новая судебная практика добавлена в закладку Арбитраж справки "Налог на добавленную стоимость".



В справку "Принятие к вычету сумм НДС покупателями - налоговыми агентами" добавлено мнение Минфина России относительно права на вычет сумм НДС: российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС за счет собственных средств, имеет право на вычет данных сумм налога (письмо Минфина России от 28.02.2008 №03-07-08/47).



Добавлено новое разъяснение в справку "Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при реализации работ (услуг) в космосе": российским организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги) в области космической деятельности, представлять в налоговые органы в пакете документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки НДС по таким операциям, сертификаты (их копии) на космическую технику, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры, не следует (письмо Минфина России от 01.04.2008 №03-07-08/79).



Президиум ВАС РФ в постановлении от 12.02.2008 №12210/07 указал, что право налогоплательщика на налоговый вычет по НДС соотносится с обязанностью контрагента данного налогоплательщика уплатить налог с оборота по реализации товара (работ, услуг). Недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на налоговый вычет). Этот вывод ВАС РФ добавлен в закладку Арбитраж раздела "НДС".



В закладку Арбитраж справки "Налоговые вычеты" добавлен следующий вывод из постановления Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 №14227/07: суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на их применение, а не в периоде внесения исправлений в cчет-фактуру.



Разработан новый материал в связи с ратификацией Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, подписанный в городе Минске 23 марта 2007 года (Федеральный закон от 01.04.2008 №34-ФЗ).



Справка "Восстановление НДС" пополнилась разъяснением Минфина России о том, что суммы НДС по расходам, нормируемым для целей налога на прибыль, как поименованным в абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ, так и не поименованным, принимаются к вычету в размере, соответствующем нормам расходов. В связи с этим, при передаче в рекламных целях готовой продукции, облагаемой НДС, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету, следует восстановить в случае превышения норматива, установленного абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 09.04.2008 №03-07-11/134).



В справку "Проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр" добавлено разъяснение Минфина России о том, что операции по реализации лотерейных билетов освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Указанная норма действует также и в отношении негоcударcтвенных лотерей (письмо Минфина Роccии от 09.04.2008 №03-07-07/39).



В справку "Составление декларации по НДС" добавлено выпущенное в свет разъяснение ФНС Роccии, касающееся представления плательщиками НДС единой (упрощенной) налоговой декларации. Налоговики, в частности, отметили, что в случае, если налогоплательщиком в налоговом периоде не осуществлялись операции, в результате которых происходило движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имелось по НДС объектов налогообложения, но совершались операции, подлежащие отражению в декларации по НДС, в налоговый орган представляется только декларация по НДС, включающая соответствующие разделы (письмо ФНС Роccии от 16.04.2008 №ШC-6-3/288).



В закладку Арбитраж справки "Требования к форме счета-фактуры" добавлено новое определение ВАС РФ, в котором указывается, что счет-фактура, подписанный неуполномоченным лицом, действовавшим на основании доверенности, выданной от имени генерального директора, умершего до даты ее подписания, составлен с нарушением требований п. 6 ст. 169 НК РФ. Вычет по указанному cчету-фактуре признан судом неправомерным (Определение ВАС РФ от 31.03.2008 №3608/08).



УСН

В справку "Виды расходов" добавлено: Минфин России считает, что, поскольку организация, применяющая УСН, не является плательщиком налога на прибыль, действие п. 3 ст. 236 НК РФ на нее не распространяется. Следовательно, суммы материальной помощи, оплаты отдыха сотрудников и прочие выплаты, осуществленные за счет чистой прибыли, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 11.04.2008 №03-11-04/2/45).



В справку "Виды расходов" в примечание внесены дополнения о том, что на сумму страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем в добровольном порядке на основании договора, заключенного с Пенсионным фондом РФ, сумма "упрощенного" налога не уменьшается (письмо Минфина России от 14.04.2008 №03-04-05-01/112).



В справку "Доходы организации" внесена информация о том, что выводы финансового ведомства о включении НДС, полученного от покупателей в налогооблагаемый доход, распространяются не только на деятельность строительных организаций, но и на всех налогоплательщиков, применяющих данный налоговый режим (письмо Минфина России от 14.04.2008 №03-11-02/46).



В справку "Деятельность при применении УСН" добавлено примечание: для использования права на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц необходимо представить в налоговые органы заявление, а также документы, подтверждающие использование имущества для осуществления предпринимательской деятельности в период применения УСН (письмо УФНС РФ по г. Москве от 15.01.2008 №18-12/4/002026@).



В справку "Деятельность при применении УСН" добавлены реквизиты письма Минфина России от 11.04.2008 №03-11-04/2/45. В указанном документе чиновники в очередной раз указали, что п. 3 ст. 236 НК РФ на организации, применяющие УСН, не распространяется. Следовательно, с выплат, не учтенных при налогообложении единым налогом, необходимо начислять взносы на ОПС.



В справку "Доходы организации" внесено примечание: гл. 26.2 НК РФ не предусмотрено уменьшение доходов, полученных налогоплательщиками, применяющими УСН, на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям (заказчикам) товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 13.03.2008 №03-11-04/2/51).



В справку "Виды расходов" добавлено следующее примечание: поскольку в перечне расходов, установленном п.1 ст.346.16 НК РФ, расходы по добровольному страхованию жизни и здоровья сотрудников отсутствуют, налогоплательщик не вправе включать их в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Данный порядок учета таких расходов распространяется на организации, занимающиеся частной охранной деятельностью (письмо Минфина России от 12.03.2008 №03-11-04/2/47).



В аналитическую справку "Применение счетов-фактур при применении УСН" добавлена следующая информация: ВАС РФ признал необоснованным решение ИФНС о привлечении к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по НДС налогоплательщика, находящегося на УCН и выставившего покупателю cчет-фактуру с выделением суммы НДС. В Определении от 26.03.2008 №3957/08 ВАС РФ указал, что в силу налогового законодательства лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не являются.



ЕНВД

В справку "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" добавлены разъяснения о том, что предпринимательская деятельность по оказанию услуг по бронированию мест в гостиницах рассматривается как отдельный вид услуг, который не подпадает под действие гл. 26.3 НК РФ и подлежит налогообложению в рамках иных налоговых режимов (письмо Минфина России от 11.04.2008 №03-11-04/3/187).



В справку "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" добавлено: если нежилые помещения, передаваемые в аренду для организации розничной торговли, не имеют торговых залов, то арендодатели могут быть признаны плательщиками ЕНВД в порядке, установленном пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (письмо Минфина России от 11.04.2008 №03-11-04/3/189).



В справку "Распространение (размещение) наружной рекламы" внесено примечание: предпринимательская деятельность по предоставлению рекламного места юридическому лицу может быть признана предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению рекламы, если это юридическое лицо является рекламодателем. В этом случае организация, признаваемая рекламораспространителем, может быть переведена на уплату ЕНВД. Если рекламное место передается в аренду юридическому лицу, осуществляющему распространение рекламы, то налогоплательщиком ЕНВД может быть признано это юридическое лицо (письмо Минфина России от 02.04.2008 №03-11-04/3/167).



В справку "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" добавлены разъяснения Минфина РФ: предпринимательская деятельность налогоплательщиков по реализации кулинарной продукции собственного производства, в том числе супов, напитков и т.п., изготовленных из сухих ингредиентов и воды, через торговые автоматы относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей (письмо Минфина России от 28.03.2008 №03-11-02/35).



В справку "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" добавлена информация о том, что предпринимательская деятельность по сдаче в аренду свободных площадей в зданиях складов для организации розничной торговли подпадает под налогообложение ЕНВД (письмо Минфина России от 08.04.2008 №03-11-04/3/179).



В справку "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" добавлено примечание: деятельность фитобара, в котором реализуются и потребляются на месте фитопрепараты, чай, бальзамы, коктейли и другие лечебные напитки, не может быть отнесена к услугам общественного питания и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или может быть переведена на УСН. Такая деятельность не может быть переведена на ЕНВД, так как в фитобаре не изготавливается и не реализуется кулинарная продукция и (или) кондитерские изделия (письмо Минфина России от 04.04.2008 №03-11-04/3/176).



В справку "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" добавлено примечание: муниципальные унитарные предприятия, получившие от органов местного самоуправления земельные участки в аренду для организации на данных участках торговли (или общественного питания) и передающие их в субаренду, могут быть признаны плательщиками ЕНВД (письмо Минфина России от 19.03.2008 №03-11-04/3/133).



В аналитическую справку "О распределении физического показателя при расчете ЕНВД" добавлена следующая информация: в письме Минфина России от 04.04.2008 №03-11-05/83 указано, что при оказании бытовых услуг населению, облагаемых ЕНВД, и при осуществлении розничной торговли компьютерной техникой, налогообложение которой осуществляется в рамках общего режима налогообложения, для расчета суммы ЕНВД следует учитывать общее количество работников, занятых оказанием бытовых услуг населению, включая численность работников административно-управленческого персонала (в случае, рассматриваемом специалистами Минфина РФ, это сам индивидуальный предприниматель, осуществляющий одновременно предпродажную подготовку товара для последующей розничной реализации и ремонт).



ЕСН

В справку "Раздел 2.1 "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии" декларации" внесены следующие разъяснения финансового ведомства: в случае если в течение одного налогового периода работник был уволен, а затем вновь принят на работу, то все выплаты, произведенные в его пользу по трудовым договорам, суммируются. Если указанная сумма выплат превышает 280 000 руб., то на сумму этих выплат ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются с применением регрессивной шкалы ставок ЕСН и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (письмо Минфина России от 16.04.2008 №03-04-06-02/37).



В справку "Суммы, не подлежащие налогообложению" добавлен новый вид выплат, не облагаемых ЕСН с 1 января 2009 года:

* взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя (пп. 7.1. п. 1 ст. 238 НК РФ).



Справка "Раздел 2.1 "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии" декларации" дополнена следующими разъяснениями Минфина: применять регрессивную шкалу ставок ЕСН имеет право организация в целом независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности организации по уплате ЕСН и по представлению отчетности по месту своего нахождения. Поэтому переход работника из головной организации в ее филиал на формирование налоговой базы в части выплат в пользу данного работника и применение регрессивной шкалы ставок ЕСН не влияет. Таким образом, ставки ЕСН применяются к налоговой базе, накопленной данным работником в целом по организации, независимо от места исполнения им своих трудовых обязанностей (письмо Минфина России от 21.04.2008 №03-04-06-02/38).



Организация создает резерв на выплату годового вознаграждения. Возникает вопрос: ккакой процент ЕСН необходимо брать для расчета процента отчислений в резерв на выплату годового вознаграждения: 26% (с учетом пенсионных взносов) или 12% (без учета пенсионных взносов)? В новой аналитической справке "Формирование резерва на выплату годового вознаграждения" рассмотрены позиции налоговых органов и альтернативная позиция, а также приведены варианты действий в данной ситуации.



В справку "Суммы, не подлежащие налогообложению" добавлено примечание: если организация формирует налоговую базу по налогу на прибыль и выплаты в пользу физических лиц отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то есть к расходам, поименованным в ст.270 НК РФ, то вне зависимости от наличия или отсутствия нераспределенной прибыли, полученной за год, такие выплаты не облагаются ЕСН (письмо Минфина России от 01.04.2008 №03-03-06-02/33).



В справку "Налогоплательщики" добавлено следующее примечание: Минфин РФ дал разъяснения по вопросу о том, кто является плательщиком ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае заключения агентского договора. Если агент заключает гражданско-правовые договоры об оказании услуг по транспортировке работников организации с физическими лицами от своего имени, но за счет принципала, то плательщиком ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является агент. Однако если агент заключает гражданско-правовые договоры об оказании услуг по транспортировке работников организации с физическими лицами от имени и за счет принципала, то плательщиком ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является принципал (письмо Минфина России от 10.04.2008 №03-04-06-02/35).



В закладку "Арбитраж" добавлено Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2007 №КА-А40/13486-07, в соответствии с которым если налогоплательщиком не ведутся индивидуальные карточки и сводные карточки учета, и, соответственно, они не были представлены налоговому органу в случае налоговой проверки, то налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности по ст.126 НК РФ.



НДФЛ

В справку "Исчисление и уплата налога налоговыми агентами при выплате дохода в натуральной форме" внесены разъяснения Минфина России о том, что при проведении корпоративных мероприятий их участники могут получать доходы в натуральной форме. В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами. Однако если при проведении такого мероприятия возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, отсутствует, облагаемого НДФЛ дохода не возникает (письмо Минфина России от 15.04.2008 №03-04-06-01/86).



Справка "Порядок исчисления и уплаты налога по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок" дополнена следующей информацией: при получении физическим лицом дохода от операций с ценными бумагами одной категории налоговая база по НДФЛ определяется по совокупности сделок с определенной категорией ценных бумаг. То есть сумма доходов, полученных от реализации акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, может быть уменьшена на сумму убытков, полученных от операций с указанной категорией ценных бумаг, вне зависимости от их эмитента (письмо Минфина России от 16.04.2008 №03-04-05-01/117).



Справка "Исчисление налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой" пополнилась разъяснениями Минфина России о том, что индивидуальный предприниматель вправе воспользоваться профессиональным налоговым вычетом в сумме убытков от хищения денежных средств, виновники которого не установлены. При этом факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (письмо Минфина России от 14.04.2008 №03-04-05-01/113).



В справку "Статус налогоплательщика" добавлено примечание: Вид на жительство только подтверждает право физического лица на проживание в РФ, а не является документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории страны (письмо Минфина России от 14.04.2008 №03-04-05-01/108).



Справка "Доходы, не подлежащие налогообложению" пополнилась доходами, не облагаемыми НДФЛ с 1 января 2009 года:

* взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (п. 38 ст. 217 НК РФ);
* взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем (п. 39 ст. 217 НК РФ).



Справка "Социальные налоговые вычеты" дополнена новым налоговым вычетом - в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ).



В справку "Налоговая декларация" добавлены разъяснения УФНС по г. Москве о том, что если налогоплательщиком были получены денежные средства от продажи недвижимого имущества двумя платежами в разные налоговые периоды, то ему необходимо представлять две налоговые декларации за те налоговые периоды, в которых были получены доходы (письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.01.2008 №28-10/4114).



В справку "Исчисление налога налоговыми агентами" добавлены указания, что при оформлении платежных поручений на уплату налога по каждому обособленному подразделению необходимо указывать присвоенный ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующий код ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ (письмо УФНС РФ по г. Москве от 24.01.2008 №28-11/006047).



Справка "Порядок исчисления и уплаты налога по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок" пополнилась следующими разъяснениями Минфина России: если организация приобретает у физических лиц ценные бумаги на основании договоров купли-продажи без заключения договоров на брокерское обслуживание, доверительное управление и т.д., она не является в соответствии со ст. 214.1 НК РФ для таких лиц налоговым агентом и исчислять и уплачивать налог, а также предоставлять сведения в налоговый орган по выплаченным доходам не обязана. В этом случае исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода в соответствии со ст. 228 НК РФ (письмо Минфина России от 24.04.2008 №03-04-06-01/104).



В справку "Исчисление налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой" добавлено примечание: если в налоговом периоде предполагаемые доходы налогоплательщика - индивидуального предпринимателя более чем на 50 % меньше, чем в предыдущем налоговом периоде, он обязан представить налоговую декларацию о предполагаемом доходе, а налоговый орган обязан произвести перерасчет сумм авансовых платежей по НДФЛ на текущий год. Если уменьшение предполагаемого дохода не превышает 50 %, перерасчет сумм авансовых платежей не производится (письмо Минфина России от 01.04.2008 №03-04-07-01/47).



Вопрос о стандартных налоговых вычетах, если один из родителей платит алименты, имеет спорный характер. Согласно позиции Минфина РФ стандартный налоговый вычет в удвоенном размере имеет только один из родителей (тот, на обеспечении которого находится ребенок). Существует альтернативная позиция, согласно которой вычет в двойном размере может получить каждый из одиноких родителей. Обе позиции рассматриваются в новой аналитической справке "Порядок предоставления стандартного налогового вычета, если один из родителей платит алименты".



Земельный налог

Справка "Объект налогообложения" дополнена разъяснением, данным в Письме Минфина России от 31.03.2008 №03-05-04-02/24, согласно которому:

* в соответствии с пп.5 п.2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участии, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
* ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом; при этом перечень земель, ограниченных в обороте, занятых водными объектами, установлен п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности;
* согласно Водному кодексу РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п.4 ст. 1), а водный фонд - это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (п.6 ст. 1); при этом перечень водных объектов определен ст. 5 Водного кодекса РФ, к которым в частности, отнесены и водохранилища;
* кроме того, в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, отнесены к землям водного фонда; при этом установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков;
* в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ в состав земель Российской Федерации входят, в том числе, земли водного фонда, населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и др.; при этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к то л или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов;
* кроме того, согласно пп.8 п.1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне с соответствующим видом разрешенного использования.
* таким образом, на основании норм Земельного кодекса земельные участки, занятые водными объектами, могут также входить не только в состав земель водного фонда, но других категорий земель, например, в состав земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения (ст. 85, 77 Земельного кодекса РФ);
* в силу указанных выше норм законодательства не признаются объектом налогообложения земельные участки, занятые водными объектами, при одновременном выполнении следующих условий:
o земельный участок должен быть занят водным объектом, обладающим признаками, установленными ст. 1 и 5 Водного кодекса РФ;
o водный объект должен относится к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации;
o земельный участок, занятый водным объектом, должен относится к категории "земли водного фонда" или другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка;
* поэтому земельные участки, занятые водохранилищами, не признаются объектом налогообложения земельным налогом в соответствии с пп.5 п.2 ст. 389 НК РФ во взаимосвязи с п.5 ст. 27 Земельного кодекса и ст. 5 Водного кодекса РФ при условии нахождения данных водных объектов в государственной собственности и на основании документов на землю, указанных в ст. 8 Земельного кодекса РФ.



Транспортный налог



Справка "Транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения" дополнена разъяснением, данным в Письме УФНС России по г. Москве от 15.01.2008 №18-12/4/002041, согласно которому:

* в соответствии с пп.7 п.2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
* основанием для перерасчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортного средства.



Справка "Транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения" дополнена разъяснением, данным в Письме УФНС России по г. Москве от 03.03.2008 №18-08/4/020096@, согласно которому:

* согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ; при этом в п.2 ст. 358 НК РФ установлен закрытый перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения;
* положениями НК РФ предусмотрено, что транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах; иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено;
* поэтому, если автомобиль признан вещественным доказательством по уголовному делу, не снят с учета в ГИБДД и не включен в перечень транспортных средств, не признаваемых объектом обложения транспортным налогом, то нет оснований для освобождения от уплаты транспортного налога по данному автомобилю.



Справка "Транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения" дополнена разъяснением, данным в Письме Минфина России от 01.04.2008 №03-05-05-04/05 по вопросу о том, следует ли уплачивать транспортный налог в отношении транспортного средства, которое было разобрано и распродано на запасные части, до момента снятия его с учета в ГИБДД:

* объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Кодекса);
* таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ;
* указанный вывод подтверждается судебно-арбитражной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 №А56-50465/2006; ФАС Уральского округа от 18.10.2007 №Ф09-8501/07-С3).



Платежи во внебюджетные фонды

В справку "Скидки при исчислении страховых взносов" внесена информация об утверждении средних значений основных показателей по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год (Постановление ФСС РФ от 02.04.2008 №76).



В справку "Надбавки при исчислении страховых взносов" внесена информация об утверждении средних значений основных показателей по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год (Постановление ФСС РФ от 02.04.2008 №76).



В справку "Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ " добавлена информация о том, что с 1 октября 2008 года вступает в действие Федеральный закон от 30.04.2008 №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.



Госпошлина

Справка "Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями" дополнена разъяснением, данным в Письме Минфина России от 14.04.2008 №03-05-06-03/11, согласно которому:

* по мнению Минфина России исковые заявления, содержащие требования по признанию договора незаключенным, как и исковые заявления по спорам о признании сделок недействительными, относятся к исковым заявлениям неимущественного характера;
* данная позиция, в частности, подтверждена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.03.2006 по делу №А65-22535/2004-СГ3-15;
* таким образом, размер государственной пошлины при подаче искового заявления в суд общей юрисдикции и арбитражный суд с требованием о признании договора незаключенным должен определяться в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 и пп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.



1.5. Учет

Ставка рефинансирования

Справка "Бланки строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам" дополнена сообщениемо том, что с 29 апреля 2008 года Указанием ЦБ РФ от 28.04.2008 №1997-У ставка рефинансирования ЦБ РФ установлена в размере 10,5 процента годовых.



1.6. Контрольно-кассовая техника

Справка "Бланки строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам" дополнена сообщением, о том, что Решением Верховного Суда РФ от 12.02.2008 №ГКПИ07-1144 признана не действующей со дня вступления решения суда в законную силу форма бланка строгой отчетности "Туристская путевка", утвержденная п.1 Приказа Минфина РФ от 09.07.2007 №60н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности".



Справка "Бланки строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам" дополнена разъяснением, данным в Письме Минфина России от 04.04.2008 №03-01-15/4-106, согласно которому:

* для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению по сдаче внаем собственного недвижимого имущества, Минфином России не утверждались какие-либо формы квитанций;
* следовательно, денежные расчеты за эти услуги должны осуществляться с применением ККТ.



Справка "Административная ответственность в области применения ККТ" дополнена разъяснением, данным в Письме Минфина России от 14.04.2008 №03-01-15/4-110, согласно которому:

* ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККТ;
* в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
* в Федеральном законе норма о неприменении ККТ в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг с использованием торговых автоматов непосредственно не закреплена; вместе с тем согласно п.3 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключение технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
* согласно п.24 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.08.1999 №242-ст, к передвижным средствам разносной торговли помимо тележек, лотков, корзин отнесены торговые автоматы;
* учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание судебно-арбитражную практику о признании незаконными постановлений налоговых органов о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ при осуществлении расчетов в случаях продажи товаров, оказания услуг с использованием торговых автоматов, по мнению Минфина России, основания для привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к ответственности за неприменение ККТ при осуществлении расчетов в случаях продажи товаров, оказания услуг с использованием торговых автоматов (автоматов самообслуживания), эксплуатирующихся в автоматическом режиме, отсутствуют.



1.7. Ответственность: убытки, неустойка, причинение вреда

Транспортные средства

Справки раздела "Транспортные средства" актуализированы в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.02.2008 №131, внесшего изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Изменения Правил коснулись, в частности, следующего:

* обязательному страхованию в соответствии с Правилами не подлежит риск гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
o зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (а не Российская Федерация как было ранее);
o в части, касающейся принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям (ранее такого не было);
* понятие "ограниченное использование транспортного средства", которое ранее было единым в отношении транспортных средств граждан и юридических лиц с единым сроком сезонного использования (в течение 6 или более месяцев), разделено на:
o ограниченное использование транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан - управление транспортными средствами, находящимися в собственности или во владении граждан, только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение 3 и более месяцев в календарном году;
o ограниченное использование транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц - сезонное использование транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц (снегоуборочные, сельскохозяйственные, поливочные и другие специальные транспортные средства), в течение 6 и более месяцев в календарном году;

при этом установлено, что:

o владельцы транспортных средств вправе заключать договор обязательного страхования, предусматривающий ограниченное использование транспортных средств, находящихся в их собственности или во владении;
o период использования транспортного средства в течение календарного года, а также водители, допущенные гражданами к управлению транспортным средством, указываются в заявлении о заключении договора обязательного страхования;
o страхователь обязан сообщить страховщику об увеличении периода использования транспортного средства до истечения указанного в договоре обязательного страхования периода использования транспортного средства;
* введено понятие "прямое возмещение убытков" - возмещение вреда имуществу потерпевшего страховщиком, заключившим с потерпевшим-владельцем транспортного средства договор обязательного страхования; обратите внимание, что с 1 июля 2008 года в Федеральном законе от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" появится статья 14.1 "Прямое возмещение убытков", согласно которой:
o потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
+ в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;
+ дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
o страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования;
o реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает право потерпевшего обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, за возмещением вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования;
o страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, в размере страховой выплаты от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона) с учетом положений настоящей статьи;
o страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, имеет право требования в размере страховой выплаты к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, или к причинившему вред лицу в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях;
o страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред;
* из числа случаев наступления гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые не относятся к страховым случаям, исключено причинение вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации;
o обратите внимание, что ранее в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года от 07.06.2006 и 14.06.2006 было указано следующее:
+ не относится к страховым случаям наступление гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие причинения вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации;
+ следовательно, страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, если причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего произошло при движении транспортного средства по такой территории;
+ однако действующее законодательство не содержит понятия внутренней территории организации;
+ вместе с тем внутренняя территория организации представляет собой земельный участок, прилегающий к зданию организации, который принадлежит ей на праве собственности или на ином законном основании; такая территория предназначена для движения транспортных средств в целях обеспечения деятельности организации, имеет ограждение и характеризуется наличием ограниченного режима допуска на нее транспортных средств и выезда с нее (пропускной режим);
+ таким образом, если вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшего причинен в результате дорожно-транспортного происшествия на территории, отвечающей вышеуказанным признакам, то он не подлежит возмещению страховщиком по договору обязательного страхования; ответственность за причинение вреда на такой территории несет сама организация, которая должна обеспечить надлежащую безопасность при движении транспортных средств;
* если раньше при получении от страхователя заявления об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении договора обязательного страхования, страховщик переоформлял страховой полис, то теперь в страховой полис вносятся изменения:
o путем внесения соответствующей записи в раздел "Особые отметки" с указанием даты и времени внесения изменений и заверения изменений подписью представителя страховщика и печатью страховщика
o или путем выдачи переоформленного (нового) страхового полиса обязательного страхования в течение 2 рабочих дней с даты возвращения страхователем ранее выданного страхового полиса;
+ возвращенный страхователем страховой полис обязательного страхования хранится у страховщика вместе со 2 экземпляром переоформленного страхового полиса;
+ на первоначальном и переоформленном страховых полисах обязательного страхования делается отметка о переоформлении с указанием даты переоформления и номеров первоначального и переоформленного страховых полисов обязательного страхования;
* из числа документов, выдаваемых страховщиком страхователю бесплатно и одновременно со страховым полисом, исключен специальный знак государственного образца по форме согласно приложению №3;
o обратите внимание, что еще Постановлением Правительства РФ от 29.02.2008 №129 "О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" было признано утратившим силу приложение №3 (форма специального знака государственного образца), однако обязанность выдачи в Правилах оставалась;

>> далее см. в программе ИАС "Консалтинг. Стандарт".

 
(0.038 c.)

Мы Вам перезвоним

*
*
 

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности